Огонь греет, сушит, освещает. Огонь даёт жизнь, растапливая лёд, согревая землю. Огонь убивает, иссушая землю, отнимая воду, сжигая.

Огонь — проводник сил природы. Слабый огонь вызывает незаметное тление, даёт о себе знать дымом. Умеренным огнём можно управлять, использовать для своих нужд. Но стоит потерять контроль, и огонь вырывается и превращается в огненный шторм. Неистовствует, высушивает и уничтожает всё на своём пути.

Контроль необходим для взаимодействия, «общения» с огнём.

Поклонение огню лежит в основе многих религий. Огню поклонялись всю историю человечества начиная с осознания человеком себя, как личности, и соотнеся окружающий мир, его предметы, сущности и явления с собой. По мере развития личности росло и понимание окружающего мира, насыщение его «человеческими» или близкими им свойствами, качествами, чувствами.

Огонь, вся его природа, от тёплых пляшущих язычков пламени в очаге до неукротимого буйства опустошительных пожаров, также был одушевлён человеком, в его стихийной сущности получили «огненное» отражение черты то смирного, умеренного, то буйного, невоздержанного человеческого характера.

Огонь и боги в различных религиях

Шумер и Аккад

Космогонические представления, лежащие в основе шумеро-аккадской мифологии, различают небесный мир бога Ану, надземный мир Бела и подземный, принадлежащий Эйя. Под землей находится царство мертвых. Главные представления шумеро-аккадских мифов, определяющие положение трех миров, впервые изложены у Диодора Сицилийского.

Гибил

Гибил (шумер., Гирра, Гирру (аккад.)) - в шумерской и аккадской мифологии - бог огня.
Сын бога грозы Ишкура и богини плодородия Шалы. В некоторых версиях Энума Элиш о нём говорится, что он был ответственен за поддержание оружия в боевой готовности (заострял копья и стрелы). Иногда как бог очищающего огня именуется Очистителем.
Гибил был кузнечных дел мастером и обладал мудростью, которой «ни один бог не мог превысить». В греко-римской мифологии ему соответствует Гефест — Вулкан, в египетской — Птах.
Впервые имя бога Гибила встречается в списках богов из Фары (26 век до нашей эры).
Согласно преданиям, Гибил являлся носителем света и очищения и в то же время он ярко проявлял амбивалентность, свойственную богам огня, будучи также источником гибели и разрушения. Отец Гибила был бог Энки (по некоторым аккадским текстам - бог Нуску). Отсюда логично следует то, что Гибил был помощником в заклинаниях и разрушителем злого колдовства.
В аккадском мифе об Эрре в гости к Гибилу отправился бог Мардук, чтобы очистить у него свои инсигнии власти. В серии заклинаний "Злые демоны утукку" Гибил действовал совместно со своим отцом - богом Энки, пытаясь выяснить тайну происхождения демонической злой "семёрки". А в "Плаче о разрушении Ура" Гибил выступал помощником бога Энлиля, губителя города и людей.

Шамаш

Ша́маш (аккад. «солнце»), Уту́ (шум. «солнце») — бог солнца, воплощение благотворных сил солнечного света. Шумерский Уту — сын Нанны и Нингаль, что отражало представления о том что день — порождение ночи; его культовый центр — Ларса.
Супруг богини Шанирды. Как сообщает миф о потопе, верховный бог, распределяя после потопа первые города, «четвертый, Сиппар, отдал герою, чье имя – Уту». Уту глубоко чтили как владыку и покровителя не только в северном Сиппаре. Он был также богом-покровителем Ларсы. В обоих этих городах у него были храмы, они назывались Эбаббар – «белый дом». Жители Сиппара и Ларсы, занимавшиеся овцеводством и охотой, почитали его как силу, которая дает жизнь и помогает выследить дичь. Не случайно сын Уту, Сумукан, стал богом овец и всех диких четвероногих. К нему перешли функции отца, на которого шумерские богословы в более поздний период возложили другие, весьма важные обязанности. При этом Уту остался божеством, на чью помощь надеялись в первую очередь скотоводы, охотники и путешественники. Последние верили в могущество этого бога не только потому, что при дневном свете легче передвигаться по земле и по солнцу можно ориентироваться в пути, но и в силу традиции, заимствованной у пастухов-кочевников.
В поэме «Гильгамеш и Страна живых» доблестный царь-воин Гильгамеш сообщает Уту о задуманном им путешествии и просит его о помощи.
В мифе о потопе Зиусудра, высадившись на берег, «простерся перед Уту». О «пастушеском» происхождении Уту говорит также спор между Думузи и Эн-кимду, в котором Уту становится на сторону бога-пастуха.
Энки приказал именно Уту напоить животворной водой рай – Дильмун. Ему же было поручено следить за порядком во вселенной. Последнее говорит о связи между накоплением знаний о явлениях природы и религиозными построениями. Солнце более доступно наблюдениям, чем луна. Несомненно, оно ассоциировалось с силой, охраняющей повседневные дела людей, т. е. все, что происходит на земле. Бог солнца каждый день спускался с «Больших гор» и начинал свое путешествие по раз и навсегда установленному пути на небосклоне – над Шумером, над далекими странами, – а с наступлением сумерек пересекал море и спускался в подземное царство. Шумеры считали, что это путешествие Уту совершает пешком или в колеснице.
Несмотря на страшную жару, которую Уту посылает на землю в долгие летние месяцы, его считали доброжелательным богом. К нему обращается за помощью Думузи, прося заступиться за него перед Инанной; он покровительствует Гильгамешу; его призывают на помощь роженицы. Гимн в честь Уту прославляет его как бога правосудия. Функции судьи он выполняет и в «стране откуда нет возврата». Культ Уту получил особенно широкое распространение после падения Шумера, когда его стали почитать главным образом как бога, устанавливающего законы и наблюдающего за их исполнением.
Аккадский Шамаш изначально мог быть женским божеством; его важнейший культовый центр находился в Сиппаре. Роль этого бога на ранних этапах месопотамской истории была менее значимой, чем роль упомянутых выше божеств; однако со временем Шамаш стал рассматриваться как один из великих богов, «бог неба и земли», воплощение справедливости, судья живых (в полдень, в зените) и мёртвых (ночью, когда спускается в подземный мир), воитель, изгоняющий злобных демонов, податель благополучия и долголетия.

Мардук

Мардук (аккад. MAR.DUK и шум. amar utu.k — «сын чистого неба» в других трактовках «мар дуку» — «сын мирового холма» или «амар утук» — «телёнок Солнцебога Уту»), иногда Меродах (сир. Mrōḏāḵ; ивр. Mərōdaḵ) — в шумеро-аккадской мифологии верховное божество пантеона Вавилонии, верховный бог в Древней Месопотамии, бог-покровитель города Вавилона после 2024 г. до н. э.
Родителями самого Мардука, по мифам, были бог Мирового океана, подземных (пресных) вод, мудрости, культурных изобретений; благосклонный к людям Эа (шумерское – Энки) и богиня Дамкина (шум. – Дамгальгуна).
Письменные источники сообщают о мудрости Мардука, о его искусстве врачевания и заклинательной силе; бога называют "судьей богов", "владыкой богов" и даже "отцом богов". Супругой Мардука считалась Царпаниту (Милитта, Билит), а сыном Набу, бог писцового искусства, писец таблиц судеб.
Мифы рассказывают о победе Мардука над войском Тиамат, воплощающей мировой хаос. Бог, вооруженный луком, дубинкой, сетью и в сопровождении четырех небесных ветров и семи бурь, созданных им для борьбы с одиннадцатью чудовищами Тиамат, вступил в бой. В разинутую пасть Тиамат он вогнал "злой ветер", и та не смогла закрыть ее. Мардук тут же прикончил Тиамат стрелой, расправился с ее свитой и отнял у убитого им чудовища Кингу (мужа Тиамат), таблицы судеб, которые дали ему мировое господство. Далее Мардук начал творить мир: он рассек тело Тиамат на две части; из нижней сделал землю, из верхней – небо.
Причем бог запер небо на засов, приставил стражу, чтобы вода не могла просочиться вниз на землю. Он определил владения богов и пути небесных светил, по его плану боги создали человека и в благодарность построили ему "небесный Вавилон".
Символами бога шумеро-аккадской мифологии Мардука являлись мотыга, лопата, топор и дракон Мушхуш, а части тела самого бога сравнивались с различными животными и растениями: "его главные внутренности – львы; его малые внутренности – собаки; его спинной хребет – кедр; его пальцы – тростник; его череп – серебро; излияние семени вавилонского божества – золото".
Вавилонское сказание о сотворении мира – миф в честь древнего аккадского бога Мардука. Этот владыка Вавилона по единогласному решению богов стал царем в мире богов; он владелец таблиц судеб, отбранных у побежденного дракона. Сотворению мира и "Судье богов" Мардуку посвящен ежегодный праздник Цакмуку. В честь Мардука торжественно справлялся праздник новолетия и совершались процессии по Евфрату. В иудейской транскрипции имя главного бога вавилонян читается как Меродах (Книга Исайи, 46, 1).
«Телёнок» бога Солнца Уту (Шамаша) и сын бога Мирового океана Энки — бог, созданный из огня и воды, верховный бог, создавший мир из тьмы мирового хаоса.
Отождествлялся с планетой Юпитер.

Египет

Ра

Ра (др.-греч. Ῥα; лат. Ra) — древнеегипетский бог солнца, верховное божество в религии древних египтян. Его имя означает «Солнце» (коптское PH). Центром культа был Гелиополь, где Ра был отождествлён с более древним местным солнечным божеством, Атумом, и где ему были посвящены, как его воплощения, птица Феникс, бык Мневис и обелиск Бен-Бен. В других религиозных центрах Ра в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с местными божествами света: Амоном (в Фивах) — под именем Амона-Ра, Хнумом (в Элефантине) — в форме Хнума-Ра, Гором — в форме Ра-Горахти (Ра-Хорахте). Последнее сопоставление было особенно распространено. Ра возглавлял гелиопольскую эннеаду божеств.

Ра (заместивший первоначально фигурировавшего в этих мифах более архаического демиурга Атума) выступает сыном первобытного хаоса Нуна, пребывающим в нём вместе с божествами стихий до сотворения. Затем он, «более великий, чем произведший его, более древний, чем родившие его», вышел из Нуна на том месте, где впоследствии возник город Великий Гермополь, и здесь, после победы над силами мрака, повелел своим словом воссиять свету из цветка лотоса. Затем Ра произвёл из себя богов Шу и Тефнут, от которых родилась новая пара — Геб и Нут (земля и небо), родители Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Девятеро этих божеств составили так называемую гелиопольскую эннеаду во главе с Ра.

Согласно другому мифу творения, Ра появился на свет из яйца, которое снёс гусь Великий Гоготун; по другой легенде, Ра появился с востока в образе Хепри — жука-скарабея, катящего перед собой Солнце; наконец, ещё один вариант этого мифа повествует, что Ра в образе сокола (или кобчика) спустился на Землю, дав начало суше.

Ра появился с не менее семью Ба и 14-ю Ка, каждая со своей особенностью, и которыми он может наделить фараона: богатство, стабильность, величие, слава, победа, сила творения и пр.

Изображался Ра с головой сокола (или кобчика) на теле человека, с солнечным диском и змеёй урея на голове.

Символы: уас, амес, крест анх.

Амон

Амо́н (егип. Jmn — «незримый») — древнеегипетский бог чёрного небесного пространства, воздуха. Позже, при Новом царстве — бог солнца Амон-Ра. Считался покровителем Фив.

Сокрытый бог небес. Баран и гусь (символы мудрости) — это священные животные Амона. С эпохи Среднего царства его изображали в антропоморфном облике и перьями шути на головном уборе, заимствованные у бога плодородия Мина (Коптос). Первоначально Амон — местный бог Фив. Помимо этого локального культа, Амон считался также одним из сокрытых божеств гермопольской Огдоады, состоя в паре со своей женской ипостасью (Амаунет). Мифологическая проработка образа Амона скудна. Считалось, что его супругой является Мут, хотя в более ранних источниках в этом качестве фигурировала Усерет (что касается Амаунет, то она была лишь женским воплощением Амона и собственного образа не имела). Сыном Амона и Мут являлся бог луны Хонсу. Амон, Мут и Хонсу вместе составляли фиванскую триаду. Так как Амон отождествлялся с Мином, к нему прилагался эпитет «Камутеф».

Уже в Первый переходный период появляются первые упоминания об Амоне не просто как о самостоятельном божестве, а как о демиурге и верховном боге. Появляется титул «Супруга бога Амона», которым обладали поначалу верховные жрицы, а позже исключительно женщины царской крови. В русле синкретизма он был отождествлён с древним гелиопольским солнечным богом Ра в образе бога Амона-Ра, царя богов и старшего божества Эннеады.

Атон

Ато́нсолнечный диск, бог вечернего солнца, демиург, зримая форма Ра или Ра-Хорахте.

В отличие от других богов, Атон не был антропоморфным (человекообразным). Его изображали в виде солнечного диска с простирающимися от него лучами, которые заканчивались кистями рук, иногда протягивающими символ жизни анх. Одно из известнейших изображений этого бога находится на спинке золотого трона Тутанхамона.

Первые упоминания о боге Атоне восходят к временам XII династии в древнеегипетском рассказе «Сказание Синухе». В этом рассказе умерший царь описывается как бог, поднимающийся к небесам, затем он объединяется с солнечным диском, и его божественное тело сливается с его создателем. Аналогичным образом термин «серебро Атона» иногда используется для обозначения луны.

Солнечному богу Атону поклонялись во времена правления Аменхотепа III, когда его изображали в виде человека с головой сокола, так же как и Ра. В годы царствования Аменхотепа IV (преемника Аменхотепа III) Атон стал главным богом государственной религии египтян. После этого Аменхотеп IV сменил своё имя на Эхнатон, чтобы показать свою тесную связь с новым верховным божеством.

Сехмет

Се́хмет, Са́хмет, Со́хмет (егип. sḫmt «могучая») — в египетской мифологии богиня войны, палящего солнца и яростной мести; богиня-покровительница Мемфиса. Сехмет была дочерью солнечного бога Ра (его грозное Око), супругой Птаха (с Нового царства), матерью бога ароматов Нефертума и Маахеса (в Верхнем Египте). Олицетворяла солнечный зной и разрушительную силу солнца. Считалось, её дыхание создало пустыню. Некоторые версии мифа о сотворении человечества называют её создательницей ливийцев и азиатов. Носила эпитет «могучая» или «могущественная», «Великая» и «Владычица пустыни».

Обладая магической силой, Сехмет может напустить на человека болезнь, но также почиталась как целительница, покровительница врачей, считавшихся её жрецами. В медицинских папирусах Эберса и Смита упоминаются «жрецы Сехмет и все врачи». Считалось, что её гнев приносил мор и эпидемии, и когда в Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов.

Изображалась женщиной с головой львицы. Со времени Среднего царства над её головой появился солнечный диск с уреем и змеёй, извергающей пламя на всех, кого богиня хочет наказать. В руках обычно сжимает символ жизни анх и папирусовый скипетр (wAs). Иногда встречаются её изображения с рогами коровы или овна. Также вместо головы изображали глаз Ра, а руки поднятыми, как у Мина. Изображение с головой льва вызывало её отождествление с Пахт, Тефнут и Баст. Во времена Позднего периода — в виде лежащего на пьедестале Ихневмона или кобры на лестнице, напротив неё находится бабуин с диском на голове, жертвующий глаз — Уаджет (а также змеи, имеющей голову льва). В Саисский период изображена крадущейся львицей в короне Атеф, извергающая огонь. В греко-римский период изображалась с солнечным диском на голове, выше солнечного диска два скорпиона, и в обеих руках она держит змею, во времена Позднего периода — в одной руке. Также в этот период она стоит на двуглавой змее, чьё тело держит в руках. В греко-римский период также представала в виде женщины в траурном виде.

Отождествлялась с богиней-львицей, матерью солнца Менкерот и богиней-львицей Менхитвоинственная») из Летополиса. Так как Амон отождествлялся в народном сознании с Птахом, то на Мут были перенесены образ и функции его жены Сехмет (много львиноголовых статуй Сехмет стояло в фиванском храме Мут). В Эллинистической период Сехмет отождествлялась с Астартой (рельефы из Эдфу и Тода), которая также считалась исцелительницей.

Изида

Иси́да (Изи́да; егип. js.t, др.-греч. Ἶσις, лат. Isis) — сестра и супруга Осириса, мать Гора (Хора) и, соответственно, египетских фараонов, которые считались его земными воплощениями. Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» — мать мемфисского быка Аписа.

Мафдет

Ма́фдет (егип. mafdet — «царапающая») — богиня-мстительница, защитница от змей и скорпионов в ранней египетской мифологии; изображалась мангустом, циветой или гепардом. В связи с такой особенностью заслужила титул «убийца змей» и упоминается в «Текстах пирамид», как защитница Ра от змеиного яда. Cолнечная богиня, охраняющая от змей и скорпионов.

Мафдет представлялась гепардом, женщиной с головой гепарда или гепардом с головой женщины, иногда с заплетёнными волосами, которые оканчивались хвостами скорпионов. Временами её показывали с причёской из змей. Атрибутами богини были палка и нож. Она появляется в египетском пантеоне при I Династии. Мафдет в мифах сражалась со змеем, в некоторых случаях вместе с Ра. Олицетворяла правосудие, принимая участие в загробном суде, вместе с тем заботилась об умерших в загробном царстве. Празднование дня рождения богини совпадал с празднованием дня рождения другой богини — Сешат, в связи с чем существует предположение о том, что они считались сёстрами-близнецами. Помимо этого, Сешат зачастую выступала в качестве ипостаси Мафдет.

Она также изображалась бегущей на жезле палача, стремясь вырывать сердца грешников и поднести их к ногам фараона, как приносят кошки своим хозяевам убитых грызунов и птиц. Во времена Нового Царства Мафдет правила судейским залом в Дуате, где враги фараона лишались голов когтем Мафдет.

Монту

Монту (егип. mnṯw) — древний бог города Гермонтиса, в области которого находились возвысившиеся и ставшие столицей Египта Фивы, которые также почитали Монту, откуда его традиционный эпитет — «владыка Фив». В фиванском пантеоне периода Нового царства Монту входил в состав триады Амон-Мут-Монту и считался сыном Амона и богини Мут. Первоначально Монту принадлежал к числу солнечных божеств и изображался нередко, подобно Ра, с головой кобчика; но при XIX династии получил характер бога войны. В этом образе он выступает в эпосе Пентаура как покровитель воинственного царя Рамсеса II в битве при Кадеше. Супруга Монту — Тененет. Бог войны с головой сокола, увенчанный короной с двумя голубыми перьями и солнечным диском.

Нут

Нут (Ну, Нуит) — древнеегипетская богиня неба, родившая солнце, звёзды и большинство богов, дочь Шу и Тефнут, сестра и жена Геба и мать Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Гелиопольская эннеада богов. Ежедневно проглатывает звёзды и Луну, а затем рождает снова (смена дня и ночи). В Нут заключена тысяча душ. Была связана с культом мёртвых — поднимает умерших на небо и охраняет их в гробнице.

Эпитеты: «Великая», «огромная мать звёзд», «рождающая богов». Изображалась в виде женщины, простирающейся по всему горизонту и касающейся земли кончиками пальцев рук и ног, часто вместе с Гебом, лежащим внизу.

Образ прекрасной Небесной Коровы относится не к тому «нижнему небу», воздушному пространству, по которому плывут облака (его олицетворял Шу), а к более высокой и отдалённой сфере звёзд, которую со времён античности принято называть космосом. В этом контексте приобретает смысл название Млечный Путь для звёздной полосы, в виде которой предстает перед обитателями Земли наша Галактика. Образ Космической Коровы восходит к далёкой древности. В Текстах пирамид встречаются фразы: «Звезда плывёт по океану под телом Нут» (каким бы ни было тело Нут, но оно явно отождествляется с Космосом, а океан — возможно, с воздухом или даже сферой звёзд).

Об усопшем фараоне сказано: «Он — сын великой дикой коровы. Она беременеет им и рождает его, и его помещает под её крылом». В этом случае использован дополнительный образ крыльев коршуна, которые тоже служили символом неба. Богиня неба была жестокой и коварной, но что-то заставляло её любить и быть любимой. Для древних египтян звёздный небосвод выступал в образах коровы Нут, женщины Нут, океана, крыши и даже крыльев. Суть космоса остаётся загадочной, хотя и более или менее понятной в некоторых проявлениях. Прежде всего, это нечто божественное и живое. За видимым образом (крыша, купол) скрыто иное, во многом непостижимое.

В египетских мифах Космическая Корова Нут по совету Нуна поднимает на себе усталого престарелого Ра в небесную высь. На большой высоте у Нут закружилась голова, а ноги её задрожали. Тогда Ра пожелал иметь богов, чтобы поддержать её (интересно, что он лишь высказал пожелание, а исполнил его, судя по всему, всемогущий Нун). Тогда восемь божеств встали у ног Космической Коровы, а Шу стал поддерживать её живот. В таком виде предстаёт перед нами Нут в одном из наиболее выразительных рисунков. У него есть свои особенности. Ра изображён не сидящим на спине Нут, а плывущим в лодке Атет под телом Нут (лодка расположена под звёздной полосой). На голове Ра — солнечный диск, хотя и он, и боги показаны в образе людей. Между рогами коровы и перед грудью начертаны иероглифы «хех», что означает «миллионы» или «множество божеств». Можно толковать это как указание на несчётное количество звёзд. Перед нами — космогоническая аллегория. Символический характер фигур подчёркивается тем, что боги не прилагают особых усилий для поддержки опор небосвода (четырёх ног Нут), а Шу лишь касанием пальцев поддерживает огромное тело Нут. На других рисунках богиня космоса изображена женщиной, она изогнута в виде купола, имеет непомерно длинные руки и ноги (опоры) и только кончиками пальцев рук и ног касается земли (изображённой в виде мужчины). Шу, разделяющий эту пару, тоже не выглядит напряжённым под тяжестью «небесного тела».

Согласно египетской мифологии, божества-близнецы Исида и Осирис любили друг друга ещё во чреве матери, богини Нут, поэтому Исида уже при рождении была беременна.

Хнум

Хнум (егип. ẖnmw) — древнеегипетский бог-творец, слепивший человека из глины на гончарном диске, хранитель разливов Нила. Бог творения, воды, вечернего солнца, возрождения и плодородия. Создатель людей и владыка опасных Нильских порогов.

Акер

А́кер (егип. ȝkr — «земля») — бог земли и покровитель умерших, страж ворот в дуат, страж восхода и заката солнца в египетской мифологии, одно из древнейших божеств. В ходе истории Древнего Египта роль Акера менялась. В додинастический период он был номовым божеством земли, в раннединастический — считался воплощением (душой Ба) бога Геба. Позднее стал одним из богов загробного мира и одним из помощников Ра в его ежедневной битве с Апопом. Этого бога называют также Акеру (множественное число от Акер) в качестве покровителя «духов земли» — змей. Иногда изображается в виде двуглавого льва (реже — сфинкса). Символизировал объединение вчера и завтра, запада и востока. К кругу великих богов не принадлежал, мест культа не имел. В «Текстах пирамид» имя Акер пишется с детерминативом «полоски земли».

Изображался в виде двух львов (иногда сфинксов), сидящих спинами друг к другу и смотрящих на восток и запад, между ними — знаки горизонта и солнца (т. н. образ «Рути»), или узкой полосы земли с головами людей (или львов) на конце.

Духи и волшебные существа египетской мифологии

Aммит

Aммит, Амит, Амат (Амт, Аммáт, Амемит, Амамат; /ˈæmɪt/; егип. ꜥm-mwt — «пожирательница», Ам-мут — «поглотительница смерти») — чудовище с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой, пастью крокодила в древнеегипетской мифологии, обитающее в Дуате, в огненном озере. Она съедала сердце человека, если великая Эннеада выносила ему обвинительный приговор на загробном суде Осириса в Аменти. Представление об Аммат начинает складываться в начале Нового царства и окончательно сформировалось при XIX династии.

В царских усыпальницах фараонов Аммат не показана в сцене взвешивания сердца, поскольку фараон считался носителем и приверженцем истины Маат при жизни, которые он нарушить не может. В гробницах фараонов Аммат изображалась не чудовищем, но защитницей. На кровати, украшенной позолоченными головами гиппопотамов, из гробницы Тутанхамона (KV62) написано: «Фараон ею любим». Отвечала за второй час ночи, но при Птолемеях в «Книге часов» записана под 10 часом ночи.

Бенну

Бенну (Бен-Бен) — в египетской мифологии птица — аналог феникса. По легенде является душой бога Ра. Название связано со словом «вебен», означающим «сиять». По легенде Бенну появился из огня, который горел на священном дереве во дворе храма Ра. По другой версии Бенну вырвался из сердца Осириса. Изображался в виде серой, голубой или белой цапли с длинным клювом и хохолком из двух перьев, а также в виде жёлтой трясогузки или орла с красными и золотыми перьями. Существуют также изображения Бенну в виде человека с головой цапли. Бенну олицетворял воскресение из мёртвых и ежегодные разливы Нила. Символизировал солнечное начало. Серая, голубая или белая цапля, иногда жёлтая трясогузка или орёл, редко - человек с головой цапли.

Бухис

Бу́хис — в египетской мифологии священный белый бык с чёрными отметинами, почитавшийся как воплощение бога войны Монту. Изображался с солнечным диском на голове и двумя высокими султанами между рогов. Первоначально культ Бухиса уступал по популярности культам быков Аписа и Мневиса (с последним, связанным с Ра, Бухис отождествлялся). Культ быка Бухиса набрал сил и достиг наивысшего расцвета в эллинистический и римский период — при Птолемеях (305—30 до н. э.) и римских императорах династий Юлиев-Клавдиев и Флавиев (27 до н. э. — 96 н. э.). По преданию, пересказанному поздним римским грамматиком Макробием, шерсть Бухиса росла не как у обычных животных, а в противоположном направлении, при этом меняя цвет ежечасно.
Центром культа Монту был город Гермонтис (ныне Армант) в Верхнем Египте. В Гермонте со смертью предыдущего Бухиса на эту роль избирался особый бык, при жизни окружавшийся соответствующими его божественной природе почестями. Умерший Бухис мумифицировался и торжественно погребался в саркофаге в местном некрополе Бухеум. Так как Бухис считался сыном небесной коровы (соответственно, братом солнца-Ра), почестей удостаивались и матери Бухисов.

Древняя Греция

Зевс

Зевс (др.-греч. Ζεύς, микен. di-we) — в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и титаниды Реи; брат Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера. В римской мифологии отождествлялся с Юпитером.

Атрибутами Зевса были: щит и двусторонний топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец). Зевс мыслится «огнём», «горячей субстанцией», обитая в эфире, владея небом, организующее средоточие космической и социальной жизни.

Кроме того, Зевс распределяет добро и зло на земле, вложил в людей стыд и совесть. Зевс — грозная карающая сила, иногда его ассоциируют с судьбой, иногда — сам выступает как существо, подвластное богиням Мойрам — судьбе, року. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен Зевсом, он покровитель городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, подарил людям законы, установил власть царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев. Ему повинуются другие боги.

Имя Зевса имеет индоевропейское происхождение и обнаруживает первоначальное его значение как бога светлого неба, дня, света.

Рождение

Зевс принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. Отцу Зевса титану Кроносу было предсказано, что ему суждено быть поверженным собственным сыном и, чтобы не быть свергнутым своими детьми, он каждый раз проглатывал только что рождённого женой Реей ребёнка.

Рея решилась, наконец-то, обмануть супруга и втайне родила очередного ребёнка — Зевса. Согласно Павсанию, «перечислить все те местности, которые претендуют на то, чтобы считаться местом рождения и воспитания Зевса, было бы невыполнимо даже для того, кто приступил бы к этому вопросу с полной серьёзностью». Разные версии мифа называют местом рождения остров Крит (пещеру в горе Дикте либо гору Ида) или Фригию (гора Ида). Кроносу же вместо новорождённого она дала проглотить завёрнутый в пелёнки камень. Пуповина Зевса отпала у города Фены на Крите. Новорождённого Зевса купали в реке Лусий в Аркадии. Согласно Феодору Самофракийскому у Птолемея Гефестиона, родившись, 7 дней непрерывно смеялся, отчего число 7 священно.

По критскому варианту мифа, Зевс был отдан на воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи. Также на Крите его кормили пчелиным мёдом. По другой версии, вскормлен козой в местечке Эгий в Ахайе. По преданию, пещеру охраняли стражники и каждый раз, когда маленький Зевс начинал плакать, они стучали копьями в щиты, для того, чтобы плач не услышал Кронос.

Борьба за власть

Когда Зевс вырос, он сумел распороть живот Кроноса и выпустить своих старших братьев и сестёр на волю, однако не сумел в одиночку его убить. По другой версии он сделал зелье, которое заставило Кроноса выплюнуть своих старших детей, томившихся в неволе. По одной из версий, Зевс воспитывался на Наксосе. Когда он отправлялся в поход на титанов, то заметил орла и угадал в нём благое предзнаменование. Когда боги делили пернатых, Зевсу достался орёл. На скипетре Зевса — орёл. Когда Зевс выступил против Кроноса, боги Олимпа заключили союз. Жертвенник, на котором они клялись, они сделали созвездием.

Затем вместе с Зевсом боги начали борьбу с Кроносом и остальными титанами, призвав на помощь создавших громы и молнии циклопов. Битва, которая потрясла мир до основания, длилась 10 лет, но не выявила победителя. Тогда Зевс освободил из Тартара сторуких великанов, которые поклялись в верности Зевсу. Наконец титаны были повержены и низвергнуты в Тартар навечно. Но Гея не смирилась с этим и породила в браке с Тартаром Тифона. Однако последний был побежден Зевсом.

Правление

Три брата — Зевс, Посейдон и Аид — по жребию либо по выбору разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону — море, Аиду — подземное царство мёртвых. В древнейшие времена Зевс правил над землёй и в подземелье, вершил суд над мёртвыми. В период патриархата Зевс находится на горе Олимп и именуется Олимпийским.

Попытки свержения

Первая попытка свержения Зевса была предпринята Посейдоном, Афиной и Аполлоном при поддержке Геры: они приковали сонного Зевса цепью к ложу и уже хотели было заключить его в Тартар, но его возлюбленная нереида Фетида призвала на помощь гекатонхейра Бриарея. После бунта Посейдон и Аполлон вместе с царем Эгины Эаком строили стены Трои, а Гера была подвешена на золотых цепях между небом и землёй. Во второй раз было пророчество, которое никто не знал, кроме Геи и титана Прометея. Гею Зевс не осмелился тревожить, так как она столь древняя и почтенная, а Прометей ничего не сказал тогда Зевсу, ибо правил он жестоко и алчно. Зевс приказал Гефесту приковать в горах Кавказа Прометея, но через много лет Прометей открыл пророчество Зевсу, и тот не женился на Фетиде. Однако Фетида вышла замуж за сына Эака героя Пелея и от этого брака родился Ахилл — один из героев Троянской войны.

Атрибуты

  • Орёл.

  • Эгида (щит).

  • Молния Зевса — материальное оружие, своего рода двухконечные, двух- или трёхзубчатые вилы с зазубринами. В барочной живописи они изображались как пучок языков пламени, который может держать в когтях орёл.

  • Скипетр, символ царской власти.

  • Иногда молот, а также двусторонний топор (лабрис).

  • Колесница, запряжённая орлами.

Жёны и возлюбленные Зевса. Дети громовержца

Жёнами Зевса были:

  • Метида (проглочена Зевсом)

  • Фемида

  • Гера (последняя «официальная» жена Зевса). Согласно Каллимаху, когда миром правил Кронос, Зевс и Гера 300 лет скрывали свой брак.

У Зевса было множество возлюбленных:

  • Евринома

  • Деметра

  • Ламия

  • Мнемозина

  • Лето (Латона)

  • Ио

  • Европа

  • Леда

  • Ганимед

- и многие другие.

Возлюбленной Зевса именуется также Каллироя, мать Амфотера и Акарнана, а также Фива и Фтия.

Некоторые мифы утверждают, что Зевс хотел оставить Геру ради Фетиды, но не сделал этого из-за пророчества — нереида родит ему сына, который во всём будет превосходить своего отца. Фетида вышла замуж за царя Пелея, и у них родился Ахиллес.

Синопа и Медея отвергли Зевса.

Также его возлюбленным называют юношу Айтоса (см. Мифы Крита).

В облике змея он соблазнил Деметру, а затем Персефону, в облике быка и птицы — Европу, в облике быка — Ио, в облике орла — Ганимеда, в облике лебедя — Немесиду (ставшую гусыней) или Леду, в облике перепела — Лето, в облике муравья — Евримедусу, в облике голубя — Фтию, в огненном обличии — Эгину, в виде золотого дождя — Данаю, в облике сатира — Антиопу, в облике пастуха — Мнемосину, в облике жеребца — Дию. Возлюбленные его обычно сохраняют человеческий облик, но Каллисто он превращает в медведицу, Ио — в корову. Иногда Зевс почитался в виде жука.

Дети-божества:

  • Адрастея (Астрея) — богиня справедливости, от Ананке или Фемиды.

  • Геката — божество лунного света, от Астерии, Деметры или Геры.

  • Эрот — бог любви, от Афродиты (по одной из версий).

  • Арес — бог войны, от Геры.

  • Геба — богиня юности, от Геры.

  • Гефест — бог огня, покровитель кузнечного ремесла, от Геры (согласно Гомеру).

  • Илифия — богиня-родовспомогательница, от Геры.

  • Персефона (Каллигения) — богиня плодородия и царства мёртвых, от Деметры или Стикс.

  • Асоп Флиасийский — божество реки, от Евриномы (по одной из версий).

  • Мнемозина — титанида, мать муз, от океаниды Климены (по одной из версий).

  • Близнецы Аполлон и Артемида — от титаниды Лето (Латоны).

  • Гермес — бог торговли, прибыли, интеллекта, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, от плеяды Майи.

  • Афина — богиня справедливой войны и мудрости, от океаниды Метиды, первой жены Зевса. По Гесиоду, Зевс проглотил беременную Метиду и родил Афину самостоятельно. По другим версиям, Афина родилась от Геллении или Корифы (дочь Корифы носит имя Кория у аркадян).

  • Сабазий (он же «старший Дионис» или Загрей) — божество мистерий, от Персефоны. Зевс посетил Персефону в виде змея, и та родила ему рогатого младенца.

  • Артемида первая от Персефоны.

  • Мелиноя — богиня подземного царства, от Персефоны.

  • Афила, отождествляемая с Персефоной, от Реи.

  • Пандия — богиня полуденного солнца, от Селены.

  • Герса — от Селены или Эос.

  • Дионис — бог виноделия, от Семелы, дочери Кадма.

  • Карпос, от богини Хлориды.

  • Эгипан, иногда отождествляемый с Паном, от козы или Эги.

  • Пан — бог-покровитель стад, от Гибрис, Фимбриды, нимфы Ойнеиды или Каллисто.

  • Тиха — богиня случая, по версиям одна из мойр, мать неясна.

  • Алефейя, Гелиос первый, Кер. Мать неизвестна.

Группы детей:

  • Хариты — богини веселья и радости жизни, от океаниды Евриномы (согласно Корнуту, Евридомы).

  • Музы (Евтерпа, Клио, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания, Каллиопа) — покровительницы наук, поэзии и искусств, от титаниды Мнемозины.

  • Керасты — «рогатые кентавры», рождены от семени Зевса, извергнутого на почву Кипра от любви к Афродите. См. Кипр в древнегреческой мифологии.

  • Корибанты — мифические предшественники жрецов Кибелы или Реи во Фригии, от Каллиопы (по одной из версий).

  • Куреты — демоны растительных сил земли, от Геры или Иды.

  • Мойры (Клото, Лахесис и Атропос) — богини судьбы, от Фемиды или Ананке.

  • Оры — богини времен года, от Фемиды.

  • Анакты (Дионисий, Евбулей и Тритопатрей) — диоскуры, дети Зевса первого и Персефоны.

  • Эринии — богини мести. По орфикам, девять дочерей Персефоны и Зевса Хтония.

  • Старшие музы (Телксиопа, Аэда, Арха, Мелета) — дочери Зевса второго.

  • Офрийские нимфы.

  • Полидевк и Елена от Леды.

Дети-герои:

  • Агдистис — от семени Зевса и земли.

  • Близнецы Амфион и Зеф — от Антиопы, дочери Никтея.

  • Аргос (либо также Пеласг) — от Ниобы.

  • Аркад — от Каллисто.

  • Аркисий — от Евриодии (по одной из версий).

  • Атимний — от Кассиопеи.

  • Бритомартида — от Кармы.

  • Вифий — от Фраки. См. Список малоазиатских имён в древнегреческой мифологии.

  • Гармония — от Электры (по одной из версий).

  • Геракл (Геракл шестой) — от микенской царицы Алкмены.

  • Геракл первый — от Лисифои.

  • Геракл четвёртый — от Астерии.

  • Герофила — от Ламии.

  • Грек и Латин — от Пандоры (по одной из версий).

  • Дардан и Иасион (Ээтион) — от Электры.

  • Додон — от Додоны.

  • Елена — от Немесиды или Леды.

  • Иарбант. Ливиец.

  • Карий — от Торребии.

  • Карней — от Европы (по Праксилле).

  • Диоскуры Кастор и Полидевк (либо только Полидевк) — от Леды.

  • Колакс — от Горы. См. Фракия в древнегреческой мифологии.

  • Коринф — от Электры (по одной из версий).

  • Кориф. Италийский царь.

  • Кринак.

  • Лакедемон — от Таигеты.

  • Локр — от Меры.

  • Магнет и Македон — от Фии.

  • Манес (лидиец) — от Геи.

  • Мегар — от сифнидской нимфы.

  • Мелитей — от нимфы Офреиды. См. Мифы Фессалии.

  • Минос, Сарпедон и Радаманф — от Европы.

  • Мирмидон — от Евримедусы.

  • Опунт — от Протогении.

  • Орхомен — от Гермиппы, либо Исонои или Гесионы. См. Мифы Беотии.

  • Палики — от Этны или Талии.

  • Персей — от Данаи.

  • Пирифой — от Дии (или Климены), жены царя лапифов Иксиона.

  • Саон — от нимфы.

  • Сарпедон — от Лаодамии, дочери героя Беллерофонта.

  • Скамандр.

  • Скиф — от женщины-змеи (Ехидны).

  • Спартей, Кроний и Кит — от Гималии. См. Мифы островов Эгейского моря.

  • Тантал — от нимфы Плуто или Сипилы.

  • Таргитай — от дочери Борисфена.

  • Тевкр — от Электры.

  • Титий — от Элары.

  • Фасис — река, именуется отпрыском Зевса.

  • Эак — от Эгины, дочери речного бога Асопа.

  • Эллин — от Пирры.

  • Эмафион — от Электры.

  • Эндимион — от Калики.

  • Эпаф и Кероесса — от Ио.

  • Этол — от Протогенеи.

  • Эфлий — от Протогенеи.

  • А также: Ата, Басилея (по Аристофану), и другие нимфы.

Гефест

Гефе́ст (др.-греч. Ἥφαιστος") — в греческой мифологии бог огня, самый искусный кузнец, покровитель кузнечного ремесла, изобретений, строитель всех зданий на Олимпе, изготовитель молний Зевса. В микенских текстах упоминается лишь предположительно: a-pa-i-ti-jo (Гефест).

Согласно Гомеру, сын Зевса и Геры. Брат Аполлона, Артемиды, Ареса, Афины, Гебы и Илифии.

По другим мифам, Гера зачала и родила Гефеста сама, без мужского участия, из своего бедра, в отместку Зевсу за рождение Афины. Также отцом Гефеста иногда считали Гелиоса или, по критскому мифу, Талоса.

Когда Гефест появился на свет, он оказался больным и хилым ребёнком, к тому же хромым на обе ноги. Гера, увидев своего сына, отказалась от него и скинула с высокого Олимпа. Но море не поглотило юного бога, а приняло его в своё лоно. Приёмной матерью Гефеста стала морская богиня Фетида. До своего совершеннолетия Гефест жил на дне моря и занимался своим любимым делом: ковал. Прекрасные изделия выходили из кузни Гефеста, не было им равных ни по красоте, ни по прочности. Словно живые летали изображённые птицы, реально жили люди, и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста.

Узнав о том, что он сын Зевса и Геры, и о преступлении матери, Гефест решил отомстить. Он создал кресло (золотой трон), равного которому не было в мире, и послал на Олимп в качестве подарка для Геры. Гера пришла в восторг, никогда она не видела такой великолепной работы, но стоило ей сесть в кресло, её обвили невидимые ранее оковы, и она оказалась прикована к креслу. Никто из пантеона богов не смог разомкнуть путы кресла, поэтому Зевс был вынужден отправить Гермеса, посланца богов, чтобы приказать Гефесту освободить Геру. Но Гефест отказал. Тогда боги послали Диониса, бога виноделия, к Гефесту. Дионису удалось напоить Гефеста и доставить его на Олимп. Будучи в опьянённом состоянии, Гефест освободил свою мать.

Гефест устал во время Флегрейской битвы с гигантами, и ему дал место в колеснице Гелиос. Он связан с мифом об Орионе. Служил некоему смертному мужу.

Изображался могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги. По Гомеру, Гефест был супругом Афродиты, а по Гесиоду — супругом хариты Аглаи.

Эги́да или эги́д (др.-греч. αἰγίς, «буря, вихрь») — щит Зевса, по некоторым преданиям, сделанный Гефестом из шкуры мифической козы Амалтеи; считалось, что этим щитом Зевс вздымает грозные бури.

В римской мифологии греческому Гефесту соответствует Вулкан. Когда боги бежали в Египет, Гефест превратился в быка.

Согласно греческим филологам, чьё мнение приводится в речи Котты, было четыре Гефеста:

1) Рождён Ураном, от него Афина родила Аполлона — покровителя Афин (по Иоанну Лиду, сын Урана и Гемеры).

2) Рождён Нилом, египтяне называют его Фта.

3) Сын Зевса третьего и Геры, руководил ремесленными мастерскими на Лемносе.

4) Сын Мемалия, жил на Вулкановых островах у Сицилии.

I песнь «Илиады»

Гефест помог связанной Гере, за это сброшен Зевсом с неба и упал на Лемнос, покалечив ноги, отчего стал хромым. Гера признала своего сына и отдала ему в жёны прекрасную Афродиту. Гефест же был принят в сонм богов и продолжал работать в качестве кузнеца. Все здания на Олимпе были построены Гефестом, а также отец Гефеста, Зевс поручал изготавливать свои не знающие промаха молнии своему сыну. Когда Гефест освободил Геру, Зевс клятвенно разрешил ему просить всё, и он попросил Афину в жёны (либо это было наградой за изготовление оружия богов), он преследовал Афину, Афина стала защищаться, и из семени Гефеста, которое тот пролил на землю, родился Эрихтоний.

Эпитеты Гефеста

  • Амфигей — «обоюдо-хромой» или «обоюдо-суставный». Эпитет Гефеста.

  • Киллоподион — «криво-ногий». Эпитет Гефеста.

  • Кандаон (Кандей). Имя Гефеста. Подарил Пелею меч, который тот отдал Неоптолему, и которым была зарезана Поликсена.

Дети

  • Алкон и Евримедонт (либо 3 кабира). От Кабиро.

  • Египетские кабиры.

  • Аполлон. От Афины (версия)

  • Ардал.

  • Евклея, Евтения, Евфема и Филофросина. От Аглаи.

  • Какий и Какия.

  • Кекул.

  • Керкион из Элевсина. (версия)

  • Олен.

  • Палемоний.

  • Палики. (версия)

  • Перифет. От Антиклеи.

  • Пилий.

  • Спинтер.

  • Талия (нимфа с Сицилии).

  • Филотт.

  • Эрихтоний. От семени Гефеста, пролившегося на землю, то есть сын Геи.

Гелиос

Гелиос (Гелий) (др.-греч. Ἥλιος, Ἠέλιος) — в древнегреческой мифологи солнечное божество, сын титана Гипериона (откуда пошло его прозвище «Гиперионид») и Тейи (либо сын Гипериона и Ирифессы), брат Селены и Эос.

Со времени Еврипида Гелиоса, как всевидящего бога Солнца, стали отождествлять с Аполлоном, всезнающим богом-прорицателем; отсюда другое имя Гелиоса — Фебос. У Ферекида Сирского Гелиос отождествляется с Зевсом, у Феагена — с Гефестом, Аполлоном и огнём. Согласно Дионисию Скитобрахиону, сам Гелиос — мальчик, утопленный в Эридане.

Согласно речи Котты, было пять Гелиосов:

1) Сын Зевса, внук Эфира.

2) Сын Гипериона.

3) Сын Гефеста, внук Нила, из Гелиополя.

4) Рождён нимфой Аканфо на Родосе, предок родосских героев.

5) Отец Ээта и Кирки, из Колхиды.

Гелиос рассказал Гефесту, что Афродита возлежит с Аресом, за это Афродита была враждебна потомству Гелиоса. Рассказал Деметре, что это Аид похитил её дочь Персефону.

Согласно Гомеру, Гелиос — владелец семи стад коров и семи стад овец. Его коровы жили у Артемисия в Сицилии, их пасли нимфы Фаэтиса и Лампетия. Каждое утро, поднимаясь в небе, и каждый вечер, опускаясь в Океан, Гелиос любовался на своих вечно юных животных. Однажды Одиссей высадился на острове, и его спутники убили несколько быков солнечного бога. В наказание за это Зевс по просьбе Гелиоса разбил их корабль молнией. Выжил только Одиссей.

Культ Гелиоса был особенно распространён в Коринфе, в Аргосе, в Элиде и на острове Родосе, где при входе в гавань стояло его колоссальное изображение. Из животных ему были посвящены петух и белые кони. Изображается Гелиос почти так же, как и Аполлон, с которым сближался по солнечным функциям.

В римской мифологии Гелиосу соответствует Сол (лат. Sol).

Аполлон

Аполло́н (др.-греч. Ἀπόλλων, лат. Apollo) — в древнегреческой и древнеримской мифологиях бог света (отсюда его прозвище Феб — «лучезарный», «сияющий»), покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев, олицетворение мужской красоты. Один из наиболее почитаемых античных богов. В период Поздней Античности олицетворяет Солнце.

Согласно множеству античных мифов — сын Зевса и Лето. В возрасте нескольких дней победил живущего на горе Парнас змея Пифона. Рядом с этим местом расположился город Дельфы, который древние греки считали центром мира. Дельфийский оракул — наиболее почитаемое святилище, в котором от имени Аполлона давали пророческие ответы. Контроль над этим городом, спекуляции относительно трактовок «прорицаний Аполлона» стали весомым политическим фактором в Элладе. О важности этого бога свидетельствуют количество праздников, оракулов и храмов в честь Аполлона, название многих месяцев в календаре в честь той или иной его ипостаси.

Этимология и происхождение

При дешифровке хеттской клинописи, а именно договора царя Вилусы Алаксандуса с Муваталлисом, был найден набор иероглифов, чередующийся с изображением, напоминающим ворота, и прочитанный как Апулунас или Аппалиунас. На основании этого было сделано предположение, что имя бога произошло от вавилонского abullu «ворота», что в сочетании с такими эпитетами Аполлона, как АгиейУличный») и Феарий или ФирейДверной») свидетельствует о вавилонском происхождении древнегреческого бога.

Ещё одна из версий связывает Аполлона с хеттским богом плодородия Телепину на основании сходства с эпитетом Дельфиний.

Изначально Аполлон был верховным богом Трои, откуда его культ распространился среди малоазийских племён, о чём также свидетельствует его описание в «Илиаде» Гомера в качестве главного божественного защитника Троады.

Некоторые филологи связывают его происхождение с др.-греч. ἀπελάω «отвращающий» (волков (Ликейский), мышей (Сминфей), саранчу (Парнопий) — в зависимости от эпитета). На этом основании предполагают фракийские истоки культа Аполлона.

Согласно швейцарскому антиковеду В. Буркерту культ Аполлона имел дорийское происхождение, и его истоки находились на Пелопоннесе. Данное предположение встречается ещё у Плутарха, который связывал имя бога и ἀπέλλα «собрание».

Из растений, с которыми связывали Аполлона, выделяют лавр, кипарис, дуб и некоторые другие.

Также Аполлона связывали с вороном, журавлём, коршуном (Эпитет Гипаей дословно обозначает «коршун») и лебедем. По прошествии времён фетишизма, магизма и мантики лебедя стали воспринимать как символ поэзии и музыки, которые олицетворял Аполлон.

Из морских животных в мифах об Аполлоне фигурирует дельфин.

Ящерица, лягушка и жаба фигурируют в мифах об Аполлоне в связи с их мантическим и хтоническим значениями.

Эпитет Сминфеймышиный») упоминается в самом начале «Илиады» Гомера. В зависимости от контекста Аполлона представляли либо как уничтожителя, либо как повелителя этих грызунов.

Аполлона часто представляли в качестве бога-целителя и одновременно бога-губителя (Эпитет Улий дословно обозначает «губительный»).

О первой ипостаси свидетельствуют такие эпитеты, как АлексикакосОтвратитель зла»), АпотропейОтвратитель»), ПростатПредстатель», или «Заступник»), ИатромантВрачегадатель», врач), АкесийЦелитель»), и факт отцовства Асклепия, бога врачевания.

О второй, губительной, говорят часто встречаемые эпитеты, связанные со стрельбой из лука: Гекат, Гекаэрг, Гекатебол и другие, а также ЛикегенПотрясатель народов»).

Его власть также простиралась на море, сушу и космические явления. С одной стороны, он являлся богом Солнца, одновременно морским божеством с эпитетом Дельфиний, покровителем мореплавания, а также богом берегов и прибрежных скал.

Одновременно Аполлон — бог света, в связи с чем и получил свой наиболее распространённый эпитет ФебЛучезарный», «Сияющий»).

Аполлон бог юности, различного рода гимнастических состязаний, музыки, танца и искусства как такового. К его окружению стали причислять богинь веселья и радости жизни харит, а также покровительниц искусств и наук муз. Один из его эпитетов, Мусагет, означает «предводитель муз». Также ему свойственны прикладные ремёсла.

В Элладе даже сформировался миф о Гиперборее, которую периодически посещает Аполлон. Эта страна являлась своего рода родиной идеального общества, чья жизнь основана на моральных нормах, связанных с этим олимпийским богом. Гипербореи заняты преимущественно музыкой, танцами, пирами, весельем и молитвами.

Согласно Геродоту египтяне отождествляли с Аполлоном сына Исиды Гора, а согласно Клавдию Элиану (170 — после 222) он уже почитается в Египте под своим именем, и ему посвящают воронов и ястребов.

Статуи Аполлона, привезённые войсками Александра Македонского в Гандхару, стали прототипами изображений Будды.

Рождение и детство. Дети Ниобы. Битвы с различными чудовищами и великанами

Аполлон был сыном Зевса и Лето. Мучимая ревностью жена верховного бога Гера преследовала беременную Лето по всей земле, пока та не попала на остров Делос. Согласно другому мифу Лето по наущению Геры преследовал змей Пифон. Бог морей Посейдон помог добраться роженице на остров, который закрыл волнами. Змей вернулся на гору Парнас, у подножия которой располагался Дельфийский оракул. На Делосе на горе Кинф Лето разрешилась от бремени Артемидой, которая затем помогла родиться брату Аполлону. Младенца вскормила нектаром и амброзией богиня правосудия Фемида, а по версии, изложенной у Плутарха, кормилиц было двое — богиня правды Алетея и Кориталея. Гефест принёс в подарок Аполлону лук и стрелы.

Через несколько дней после рождения Аполлон прибыл на Парнас, где поразил подаренными Гефестом стрелами Пифона, отчего получил эпитет Пифийский. Кости змея он положил в треножник и основал Пифийские игры. В четырёхлетнем возрасте Аполлон построил на месте своего рождения на острове Делос алтарь из рогов ланей, подстреленных Артемидой.

Аполлон разыскал козлоногого бога пастухов Пана, от которого научился прорицанию. После того, как Дельфы и расположенный в них оракул стали владениями Аполлона, к нему прибыли сестра Артемида и мать Лето. Там её пытался, согласно одному из мифов по наущению Геры, обесчестить великан Титий. Аполлон и Артемида вовремя пришли на помощь к матери и пронзили его стрелами. Ещё раз они заступились за мать, когда Ниоба, имевшая множество детей, разгневала Лето разговорами о том, насколько она плодовитее и насколько её дети прекраснее и лучше. Рассерженная богиня пожаловалась Аполлону и Артемиде, которые стрелами умертвили всех детей Ниобы. Погиб также и муж Ниобы Амфиона, которого либо застрелили вместе с детьми, либо поразил Аполлон, когда тот в отместку захотел разорить святилище божества.

Аполлон участвовал в битве олимпийских богов с гигантами, убив одного из них, Эфиальта, или, по другой версии, Порфириона, стрелой. По другой версии, Эфиальт и От — могущественные братья-алоады — стали угрожать богам взгромоздить на Олимп другую гору, заковали в цепи бога войны Ареса и потребовали себе в жёны Геру и Артемиду. Аполлон, согласно одним мифам, пронзил их стрелами, а по другим — направил между ними быструю лань. Алоады, пытаясь её поразить копьями, попали друг в друга. Во время, когда из Тартара вышел Тифон, олимпийские боги были вынуждены на время бежать в Египет. Среди прочих был и Аполлон, превратившийся в ворона или ястреба. Также он очистил Родос от пребывающих на нём тельхинов (вулканические божества морской глубины, почитавшиеся на Родосе как спутники Посейдона и составлявшие, по преданию, древнейшее население острова), приняв образ волка.

Гиперборея

С Аполлоном тесно связано представление о северной идеальной стране Гиперборея, в которую бог отправляется из Дельф на колеснице, запряжённой лебедями, в зимние месяцы. Там он, по одному из мифов, оплакал своего сына Асклепия. Слёзы бога превратились в янтарь. С этой страной его связывает происхождение матери Лето либо богини родовспоможения Илифии, прибывшей оттуда специально для помощи Лето.

По одному из мифов, был женат на дочери царя гипербореев Фемисто. У пары родилось два сына — Тельмисс и Галеот. Впоследствии они в качестве первых прорицателей направились на Сицилию и в Карию, где основали святилища с оракулами Аполлона.

Гестия

Ге́стия (др.-греч. Ἑστία) — в древнегреческой мифологии юная богиня семейного очага и жертвенного огня. Старшая дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, Геры, Деметры, Аида и Посейдона. Соответствует римской Весте.

Гестия не любит дел Афродиты. Посейдон и Аполлон добивались её руки, но она дала обет целомудрия и жила у своего брата Зевса. Её изображение было в афинском Пританее. Названа «владеющей лавром пифийским». Её статуя у дороги в Фессалии. Её жертвенник в роще Зевса Гомория близ Эгия (Ахайя). Основала город Кносс.

Ей приносилась жертва перед началом всякого священнодействия, всё равно, носило ли последнее частный или общественный характер, благодаря чему образовалась и поговорка «начинать с Гестией», служившая синонимом успешного и правильного приступа к делу. Потому же она почиталась вместе с Гермесом, зачинателем жертвоприношений.

С Гестией связана легенда о Прометее, титане, создавшем людей. Прометей выкрал огонь у Гестии (или же она сама его отдала) и передал людям, благодаря чему те стали не только физической, но и духовной копией богов (поскольку огонь был только у богов).

Top.Mail.Ru