Пространство между Землёй и пустотой космоса наполнено воздухом. Лёгкий, невидимый, защищает Землю от губительного космического излучения. Опора для птиц и авиации. Лёгкий освежающий ветерок и пляшущая бешеные танцы буря. Приносит на себе как иссушающий жар пустыни, так и спасительную или заливающую всё воду. Мы не замечаем воздух, не думаем о нём. Вспоминаем, только когда вдруг «перехватывает дыхание», когда воздуха становится так мало, что об этом кричит всё тело, когда воздух отравлен — нашими ли автомобилями, промышленностью или пожарами. Без воздуха не прожить и 5 минут. И в критические моменты понимаешь, что воздух — это жизнь.

«Ветер дует — деревья качаются».

Воздух — как дыхание. Не столько человека, сколько невидимых существ, окружающих нас и наполняющих весь наш свободный (относительно), не связанный тяжестью почвы или вязкостью воды мир. И раньше, и сейчас люди верят, что воздух — то место, где встречаются «чистые» и «нечистые», «добрые» и «злые» боги и духи. Где они наблюдают за нами постоянно, оценивают нас и или дают нам возможность что-то изменить, или пишут нашу судьбу.

Воздух — это зал судебного заседания, где неуязвимые, всемогущие, иномирные следователи, обвинители, адвокаты, судьи на нас нападают, обвиняют, позволяют защищаться, быть правдивым или врать, доказывать свою невиновность, изворачиваться, юлить, обличать, стремясь перенести вину на другого. Когда воздух заканчивается, то решение принято, вердикт вынесен, приговор утверждён. Заседание окончено, зал закрыт. Дело отправлено в архив Истории.

Воздух и боги в различных религиях

Шумер и Аккад

Ану

Ану́ (шум. Ан, "небо") — в шумеро-аккадской мифологии — верховный бог неба, возглавлявший сонм богов. Наряду с Энлилем и Энки входил в число старейших и самых могущественных богов месопотамского пантеона.

Его титул — «отец богов». Ану был первоначально неотъемлемо связан с богиней земли Ки, от которой породил бога воздуха Энлиля, отделившего небо от земли. Его спутницей была богиня неба Анту.

Имя пишется знаком, обозначающим понятие "бог" и ставящимся как детерминатив перед именами других богов. В списках богов 26 в. до н.э. из Фары (как и во всех других списках богов) его именем открывается список. Кроме того, Ан - божество города Урука. Его постоянный титул - "отец богов", но в аккадской поэме "Энума элиш" Ан - сын Аншара и Кишар, в других источниках - потомок Энмешарры, передавшего своё "господство" Ану и Энлилю.

В качестве "отца богов" Ан "забирает" (создаёт) небо и приказывает родиться богам ануннакам. Он изображается восседающим на небесах на первом месте. К Ану обращаются за советом и благословением. Он нередко враждебен людям (насылает по просьбе своей дочери Иштар небесного быка на Урук, требует смерти Гильгамеша, создаёт "семёрку" злых демонов, ответствен, по словам богини Нингалъ, за гибель Ура и т.д.). Но более всего для образа Ана характерна пассивность, бездеятельность, он является скорее лишь символом высшей власти.

Наиболее деятельным Ан показан в двуязычной шумеро-аккадской серии заклинаний "Злые демоны утукку", связанной, видимо, с ритуальным праздником лунного затмения, где боги - олицетворения небесных светил (луны, солнца и планеты Венера) хотят заставить Ана поделиться с ними властью. Ан в ответ посылает "семёрку" (демонов утукку) против бога луны (Нанны-Сина), чтобы окружить его и затемнить. Инанна-Иштар (олицетворение планеты Венера) переходит на сторону Ана, и луна попадает в плен, но, по всей видимости, освобождается при помощи Энки (Эйи).

Энлиль, "первый сын Ана", в ряде случаев становится соперником отца и оттесняет его культ. Другие дети Ана - бог бури (Им), Ишкур (Адад), Марту, Инанна (Иштар), Нанайя, Баба (Бау), Гатумдуг, Нисаба, Нининсина и боги-ануннаки.

У шумеров жена Ана - Ураш ("земля") позднее идентифицируется с Ки ("земля", "низ"). В аккадском пантеоне появляется Анту(м) как женское соответствие Ану. Инанна-Иштар как владычица богов также выступает в роли жены Ана.

Во второй половине правления персидской династии Ахеменидов Ану становится активным верховным богом и покровителем города Урука, отождествляясь с Элах-шемаййя ("бог небес") - семитским обозначением Ахурамазды. Одним из свидетельств возрождения культа Ану и Анту(м) является новый храм, возведенный обоим божествам в Уруке (2 в. до н. э.).

Нередко он враждебен людям (по просьбе Иштар наслал на Урук небесного быка, требовал смерти героя Гильгамеша; в сказании «Адапа и Южный ветер» собирался покарать первочеловека), но чаще пассивен и бездеятелен.

Символ Ану - "рогатая тиара". Его изображения сохранились на пограничных камнях "кудурру" средне- и поздневавилонского времени и на печатях.

Наряду с Анту считался покровителем праздника акиту в Вавилоне, Уруке и других городах до эллинистического периода и даже до II века до н. э. Позже мог идентифицироваться с греческими богами Зевсом и Ураном.

В отце семейства, в правителе государства — жители Месопотамии узнавали черты Ану. Как царь и верховный правитель, он был прототипом всех правителей. Ему принадлежали регалии, воплощавшие сущность царской власти: скипетр, корона, головная повязка и посох пастуха.

В хетто-хурритской традиции был сыном бога-создателя Алалу, свергнувшим отца и в свою очередь свергнутым своим сыном — Кумарби. Когда Ану пытался убежать, Кумарби вырвал его гениталии, семя Ану упало на землю, и из семени родился бог грозы Тешуб. В хеттском мифе усматривают прообраз античного сюжета о боге Кроносе, оскопившем своего отца Урана.

Анту

Анту или Антум, — богиня неба в шумеро-аккадской мифологии, первая жена Ану.

Ану возвёл Анту в божественный ранг и сделал своей супругой. От него она родила Ануннаки, 7 демонов Асакки и Утукку.

Богине поклонялись с 2000 года до н. э., хотя её культ уходит в доисторические времена. До II века до нашей эры она была покровительницей праздника акиту. Впоследствии её исключительный статус, возможно, был приравнен к статусу греческой богини Геры. Вытеснена Иштар (Инанной), также, вероятно, являвшейся дочерью Ану и Анту. Идентична Анат.

Энлиль

Энли́ль (букв. «Владыка-ветер», аккад. Э́ллиль) — в шумеро-аккадской мифологии бог ветра, воздуха, земли и бурь; верховный бог шумерского пантеона, но позже также стал почитаться аккадцами, вавилонянами, ассирийцами и хурритами. Культовый центр Энлиля располагался в Ниппуре.

Имя Энлиля происходит от шумерского «эн» («господин») + «лиль» («ветер») и не стоит в родительном падеже. Это указывает на то, что Энлиль воспринимался как персонификация ветра, а не его причина.

Энлиль, также известный как Эллиль и Нунамнир, был более могущественным, чем любые другие стихийные божества, и в конечном итоге почитался как Царь богов. Он фигурирует в ряде важных месопотамских текстов как величайший из богов после своего отца Ану.

В месопотамской иконографии Энлиля изображали не антропоморфно, а обозначали символом рогатой шапки, состоявшая из семи пар сложенных бычьих рогов. Такие короны были важным символом божеств, которые изображались в них с приблизительно III тысячелетия до н.э.. Рогатая шапка формой и значением оставалась неизменной с раннего периода шумерской предыстории до времён Персидского завоевания и далее.

У шумеров была система нумерологии, где определённые числа, по поверьям, несли определённый сакральный смысл. Согласно этой системе Энлилю соответствовало число 50. Энлиль считался частью триады богов помимо Ану и Энки. Все эти три божества олицетворяли неподвижные звёзды в ночном небе: Ану означал небесный экватор, Энлиль — северное небо, а Энки — южное. Энлиль ассоциировался с созвездием Волопаса.

Энлиль — один из трёх великих богов (наряду с Ану и Эа). Сын Ану (неба) и богини Ки (земли), которых в аккадской мифологии звали соответственно Аншар и Кишар.

Энлиль, кто сидит широко на белом престоле, на высоком престоле,

Кто совершенствует законы власти, главенства и царствия,

Боги Земли склоняются в страхе перед ним,

Боги Небес смиренны перед ним…

— Шумерский гимн Энлилю.

Согласно мифам, Энлиль отделил небо от земли, создал сельскохозяйственные орудия, божеств скотоводства и земледелия, приобщил к культуре людей. Считалось также, что Энлиль насылает стихийные бедствия. В эпосе о Гильгамеше Энлиль назван одним из инициаторов всемирного потопа с целью уничтожения человечества.

Энлиль изображался также как божество коварное и злобное (видимо, как персонификация стихии); насылал стихийные бедствия, стремился уничтожить людей потопом и т. д. Супругой Энлиля была богиня Нинлиль. Сыновья — лунный бог Нанна, воин Нинурта, божество подземной стихии Нергал.

Культовым центром Энлиля был в Ниппуре храм Экур (переводится как «Горный дом»), который, по поверьям, построен самим Энлилем и является местом соединения небес и земли. Религиозный гимн (Туммальская надпись) времён правления Ур-Намму (III династии Ура) детально описывает великолепие храма, отмечает украшенные мифической птицей Анзуд врата.

Люди почитали Энлиля, принося к его статуе подношения, которые после ритуала забирали жрецы храма. Шумеры почитали Энлиля как покровителя, без которого цивилизация не могла бы существовать, присматривающего за людьми и их благополучием, называли «Великой горой» и «Правителем чужих земель», «свирепой бурей», «диким быком», «торговцем». Месопотамцы Энлиля, также известного как Нунамнир, считали отцом и создателем, владыкой вселенной, называемым «Восточным ветром и Северным ветром»).

Правители путешествовали к Экуру, чтобы легитимизировать свою власть (даже в Вавилонский период, когда Мардук считался верховным богом), делали подношения после военных походов. Ниппур остался единственным городом, где не возводили дворец, что указывало на Энлиля как единственного правителя города.

Энлиль и птица Анзу

В вавилонском мифе об Анзу (начало 2-го тысячелетия до н. э.) Энлиль рассматривается как верховный бог, который держит Скрижали судьбы, священные предметы, которые узаконили правление верховного бога и держали судьбы богов и человечества:

Птица Зу (также известная как Анзу), символ шторма и бури, была богом зла, который вёл войну против Энлиля, обладателя "Скрижалей судьбы", посредством которых он правил небом и землей. Зу возжелал эту табличку и решил взять ее и править вместо него. Однажды утром, когда Энлиль снял свою корону, положил ее на подставку и умылся чистой водой, Зу выхватил у него Табличку и улетел с ней в горы. Ану призвал богов выступить против Зу и забрать у него Скрижаль, но все они отказались, и дела неба и земли пришли в беспорядок.

Ишкур

Ишкур (шум. Iškur; идеографика: IM) — в мифологии Древней Месопотамии бог бури, покровитель города Каркара. Под именем «Ишкур» он фигурировал в шумерских клинописных текстах, в источниках на аккадском языке отождествлялся с Ададом; последний со временем ассимилировал образ шумерского бога.

Обычно отцом Ишкура называли Нанну, но в гимне в честь Ишкура называют то Ану, то Энлиля. Полное имя бога в текстах обычно заменялось идеограммой IM, где IM означало шум. im («дождь, дождевая буря»), однако древнейшее упоминание имени Ишкура (в списке городов урукского периода) вероятно представлено знаком NI.

Ишкур покровительствовал животноводству, охоте, земледелию, военным походам.
Гимн, посвящённый Ишкуру, возносит хвалу этому богу в следующих словах:

Великий бык, появляющийся светозарно, имя твоё достигает краёв небес…

Ишкур, Господин изобилия, великий бык, появляющийся светозарно,

Имя твоё достигает краёв небес.

Близнец Господина Аманки, великий бык, появляющийся светозарно,

Отец Ишкур, Господин, оседлавший вихрь, имя твоё…

Отец Ишкур, оседлавший огромный вихрь…

Отец Ишкур, оседлавший большого дикого быка…

Ишкур, небесное животное, великий бык, появляющийся светозарно,

Имя твоё достигает краёв небес.

Имя твоё, словно бык, обрушивается на Шумер.

Твой всепроникающий блеск, словно покров, распростёрся над страной,

Услышав твоё рыкание, Большая Гора, отец Муллиль, опускает голову,

Услышав твоё рыкание, пугается мать Нинлиль…

- После этого в гимне появляется Энлиль, который говорит «сыну своему Ишкуру» о том, что он отдаёт во власть ему вихри и громы, вверяет их ему «как запряжку» из «семи ветров», что молния, его «посланец», мчится впереди Ишкура, наводя на людей страх и трепет. Текст гимна предположительно указывает на то, что Энлиль снаряжает «своё дитя Ишкура» на войну.

Египет

Амон

Амо́н (егип. Jmn — «незримый») — древнеегипетский бог чёрного небесного пространства, воздуха. Позже, при Новом царстве — бог солнца (Амон-Ра). Считался покровителем Фив.

Силы разрушения

Воздуху родственны силы, связанные с пространством. Пространство пугало, особенно тёмное и необъятное. Но пространству свойственна и пугающая, полная неведомого неохватность, хаос, и созидание.
В начале был Хаос. В Хаосе царили силы разрушения. К отрицательным силам Хаоса в египетской мифологии относят три пары божеств:

Тенема и Тенёмуит

Тенема и ТенёмуитМрак, Исчезновение.

Ниау и Ниаут

Ниау и Ниаут — Ничто, Пустота. Ниау изображали, как мужчину с головой лягушки. Ниаут изображали, как женщину с головой змеи.

Герех и Герехт

Герех и Герехт — Отсутствие и Ночь.

Созидательные силы

Но разрушительным силам Первозданного Хаоса противостояли созидательные силы. Четыре пары божеств, олицетворяющих стихии, дали измерение, осязаемость, воздух и воду - Великая Восьмёрка, Огдоада. Мужские божества Восьмёрки - Хух (Бесконечность), Нун (Вода), Кек (Темнота) и Амон ("Невидимый", т. е. Воздух) - имели облик людей с головами лягушек. Им соответствовали женские пары: Хаухет, Наунет, Каукет и Амаунет - богини со змеиными головами.
Боги Великой Восьмёрки плавали в Первозданном Океане. Из земли и воды они создали Яйцо и возложили его на Изначальный Холм - "Огненный остров". И там, на острове, из Яйца вылупился бог Солнца Хепри - "молодой Pa".

Кек

Кек (Кук, Кеку) — бог в древнеегипетской мифологии. Один из восьми космических божеств Гермопольской огдоады. Его имя означает «темнота», поэтому он отождествлялся с тьмой. В мифологии Кук рассматривался как андрогинное божество, его женским воплощением была богиня Каукет, которая в то же время просто являлась женской формой имени «Кук».
Также как и все остальные три пары двойственных божеств огдоады, мужская форма бога Кука изображалась в образе лягушки или человека с головой лягушки, а женская форма в образе змеи или женщины с головой змеи. Помимо символа тьмы, Кук также ассоциировался с мраком, неизвестностью и хаосом. Кроме того, Кук был известен как «тот, кто предшествует свету» или «несущий свет».

Ра

Ра (др.-греч. Ῥα; лат. Ra) - бог Солнца, бог всего сущего, владыка бесконечности.

Гор

Гор (устар. Горус), Хор (егип. ḥr — «высота», «небо»; или егип. ḥr.w [ħaːruw] — «недостижимый», «тот, кто высоко») — бог неба и солнца в облике сокола; человека с головой сокола или крылатого солнца.
Изображался в виде сокола или человеком с головой сокола в обычном одеянии и головном уборе фараона.
Гор родился чудесным образом от Исиды и Осириса. Убитый дядей Сетом отец явился к Гору с требованием вступить в борьбу за престол, что Гор постарался исполнить. Сводным братом Гора был бог мумификации Анубис, по одной версии, рождённый его тёткой Нефтидой от Осириса. Опасаясь гнева своего мужа Сета, Нефтида бросила младенца Анубиса в камышовых зарослях, где его с помощью собак нашла Исида и вырастила.
Разные ипостаси Хора считались по происхождению от разных богов и богинь: Гор был сыном Ра, Хор Хекенский — Нефертума и Баст.
Супруга Гора — Хатхор. В некоторых мифах богиня-скорпион по имени Селкет выступает как жена бога Гора.
У Гора есть четыре сына, которые являются защитниками Осириса, столпами Шу и одними из звёзд созвездия Большая Медведица.
Гелиопольский миф об Осирисе включает историю зачатия и рождения Гора:

С помощью Анубиса или Тота Исида собрала воедино разрубленное Сетом тело супруга Осириса, а Анубис забальзамировал его, сотворив первую мумию. Согласно одной версии, Гор рождён или зачат до смерти своего отца; по другой — Исида забеременела от плода древа судьбы (обычно виноградной лозы). Превалировала теория, что Исида забеременела чудесным образом от воскрешённого ненадолго Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела. От этого действа родился слабый второй сын Гарпократ (по незнанию Плутарх форму Гора выделил в отдельное божество).
Исида бежала из заточения в болота Нижнего Египта и в виде коровы спряталась от преследователей Сета на плавучем острове Хеммис (егип. Akh-bity «папирусовые заросли фараона Нижнего Египта»), где родила Гора. Согласно грекам, это место лежит неподалёку от Буто, хотя для египтян расположение его не считалось важным и понималось как некое священное уединение. Чтобы уберечь сына от гнева Сета, Исида положила младенца в корзину или сундук и пустила по водам Нила. Божественная няня Рененутет заботилась о нём, пока он не открыл себя миру, «надев свой пояс в густых зарослях» (то есть возмужал). Побуждаемый духом Осириса, Гор решил стать «мстителем за своего отца».
Гор и зачат, и рождён для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником Осириса. Гор идёт, «обутый в белые сандалии», на поединок с Сетом, требуя перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса ему, — единственному сыну умершего царя. После длительной тяжбы, продолжавшейся 80 лет (по одному из вариантов мифа), Гор признаётся правомочным (по-египетски — «правогласным») наследником Осириса и получает царство; бог Тот записывает решение суда богов.
Победив Сета, Гор воскрешает отца, дав ему проглотить своё око уаджет (wɟt). Однако Осирис не возвращается на землю и остаётся править царством мёртвых — Аменти, предоставляя Гору править царством живых.

Хатхор

Хатхо́р, или уст. Хатор/Гатор (букв. «дом Гора», то есть «небо»; др.-греч. Ἅθωρ) — в египетской мифологии богиня неба, радости, любви, опьянения, материнства, плодородия, веселья и танцев.
Хатхор считалась одной из главных богинь Древнего Египта. Центр культа располагался в Дендере (Средний Египет), отчего богиню называли «владычица Дендеры».
В поздние периоды древнеегипетской истории Хатхор отождествлялась с богинями любви и красоты других народов, в частности с месопотамской Иштар, греческой Афродитой, римской Венерой и германо-скандинавской Фрейей.
Хатхор изображали в качестве привлекательной женщины с рогами (позже превращёнными в своеобразную корону с солнечным диском посередине) и иногда ушами коровы, однако в некоторых местностях богиня сохранила облик коровы (одной из ипостасей Хатхор была корова Мехурт).
Принадлежность Хатхор — столб, увенчанный двуликой головой богини с коровьими ушами (в ранний период — головой коровы) и малахит.
Символом богини и её ритуальным музыкальным инструментом считался менат. Жрицы Хатхор использовали менат как погремушку. Также атрибутом богини был музыкальный инструмент систр.
В мифологической традиции являлась женой Гора Бехдетского и матерью Гора-Сематауи, но в некоторых городах почиталась как жена Ра или четырёх детей Гора (в Мемфисе в роли её мужа иногда выступал Птах). С ней отождествляли некоторых других богинь египетского пантеона — Ихет, Мугп, Нут.
С возвышением культа Ра Хатхор стала считаться его дочерью, солнечным Оком, тождественным дочерям Ра Сехмет и Тефнут, что вызвало и недолгий период поклонения ей в образе львицы. В этом качестве Хатхор занимает место центрального персонажа мифов о приносящем весну возвращении солнечного Ока (Тефнут-Хатор) из Нубии, а также об истреблении людей в наказание за их грехи по приказу Ра его Оком (львиноголовой Сехмет-Хатхор).
Известная по гробницам Сети I и Рамсеса III Книга Небесной Коровы приводит изображение священной коровы (с божествами Хех, поддерживающими её) и миф об истреблении непокорного человечества, в котором Хатхор выступает как карающее за грехи «Око Ра» и отказывается прекратить уничтожение людей даже после того, как бог Солнца смилостивился над ними. Чтобы остановить бойню, Ра пошёл на хитрость (в некоторых вариантах — по подсказке бога мудрости Тота): на пути Хатхор были разлиты тысячи кувшинов пива (или вина), в которое было подмешано вещество «диди» (порошок гематита, вариант — гранатовый сок), чтобы сделать его алым, как кровь. Увидев это озеро, яростная львица приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. В результате она настолько опьянела, что уснула. После пробуждения Ра повторно обратился к ней, и Хатхор сменила гнев на милость.
По более поздней версии мифа Оком Ра, а также его карающим мечом была Сехмет, которая после сна превратилась в свою миролюбивую ипостась — прекрасную Бастет, из-за чего можно много где встретить путаницу о ипостасях богини Сехмет как Хатхор, а не Баст. В Книге Хатхор ни в кого не превращалась.
Как и Гор, Хатхор почиталась в роли защитницы фараона, даровавшей плодородие, а также выступала в качестве богини-матери (подобно супруге Амона Мут). С Хатхор был связан культ деревьев — финиковой пальмы и сикоморы (считалось, что их образ может принимать богиня). Выступая из ветвей сикоморы загробного мира, Хатхор поит души умерших живительной влагой. Кроме того, с Хатхор отождествлялась воплощавшаяся в акации богиня Иусат.
Хатхор почиталась также и как богиня любви, веселья, музыки, пляски (её атрибутом был музыкальный инструмент систр, изображения которого часто носили в качестве амулета, охраняющего от злых духов). Один из распространённых её эпитетов — «золотая». В Дендере сыном Хатхор и Гора Бехдетского считался бог музыки Ихи.
Древние греки отождествляли Хатхор с Афродитой. Хатхор считалась связанной с заупокойным культом, в религиозной традиции она вместе с богиней Таурт встречала умерших на пороге загробного царства. Как «владычица прекрасного запада» (Запад — царство мёртвых) в период Нового царства отождествлялась с Аментет. В поздний период Хатхор отождествлялась с Исидой, а также Таурт, Нейт, Баст, Небтуи, Кудшу.
В древнейший период Хатхор почиталась как небесная корова, родившая солнце. Фактически она была персонификацией Млечного Пути, представлявшегося древним египтянам в виде молока небесной коровы. Хатхор почиталась в образе небесной коровы, перевозящей Ра, ещё со времён по крайней мере II династии. Впрочем, целый ряд свидетельств указывает на то, что этот культ существовал уже при Царе Скорпионе.
Основным центром культа Хатхор был город Дендера (Тентира эллинистической эпохи) в шестом номе Верхнего Египта (отсюда и её эпитет — «владычица Дендеры»). Здесь находится неплохо сохранившийся храм Хатхор, возводившийся в греко-римский период от династии Птолемеев до правления императора Тиберия.
Ещё одним центром почитания Хатхор, где оно наложилось на ранее существовавший культ коровы, был Дейр-эль-Бахри на западном берегу Фив — место заупокойного храма женщины-фараона Хатшепсут, в котором находилась часовня богини. В окрестностях Фив Хатхор, вместе с другой богиней — Маат, также поклонялись в храме в Дейр-эль-Медина.
На острове Филы у Асуана, где почитался Осирис, фараон Нектанеб I воздвиг дольше всего функционировавший храм Хатхор — едва ли не последнее языческое святилище на землях Византийской империи (его считали посвящённым Исиде, которая в поздней античности отождествлялась с Кипридой; при Юстиниане храм был переосвящён как Богородичная церковь).

Погребальные практики

Как божество загробной жизни, Хатхор часто появляется в погребальных текстах. Например, в раннем Новом царстве Осирис, Анубис и Хатхор были тремя божествами, наиболее часто встречающимися в украшении царских гробниц. В тот период она часто появлялась как богиня, приветствующая мёртвых в загробной жизни. Некоторые образы включали в себя корову, выходящую из некрополя, и фигуру богини, управляющей садом в загробном мире.
Искусство XVIII династии содержит многочисленные изображения танцующих, музицирующих и пьющих людей. Часто они держат в руках музыкальные инструменты систр и ожерелье-менат — традиционные символы Хатхор. Изображения могут символизировать как частные праздники, устраивающиеся перед гробницами, дабы почтить память почивших, так и большие храмовые праздники и фестивали. Последние, в свою очередь, понимались как контакт между человеческим и божественным царствами, то есть контакт между живым и мёртвым. Оттого в текстах гробниц часто выражалось пожелание, чтобы покойный мог участвовать в фестивалях.
Некоторые предметы погребения, изображающие умерших женщин в виде богинь, могут показывать их в образе последователей Хатхор. Связь между Хатхор и образами умерших женщин поддерживалась в римский период.

Нут

Нут (Ну, Нуит) — древнеегипетская богиня неба, родившая солнце, звёзды и большинство богов, дочь Шу и Тефнут, сестра и жена Геба и мать Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды.

Шу

Шу (егип. Šw «пустота» или «поднявшийся»)— египетское божество воздуха и солнечных лучей, сын Атума, брат и муж Тефнут. После отождествления Атума с Ра считался сыном Ра.
При мироздании Шу поднял небо — Нут — от земли — Геба и поддерживал его затем простёртыми руками. Когда Ра после своего царствования сел на спину небесной коровы, Шу также поддержал её руками. Таким образом, Шу — бог воздушного пространства, озаряемого солнцем; впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца. В гимнах (в том числе в папирусе Харриса) Шу величается как низложитель врагов света, поражающий их копьём и пламенем. Поздние мифы рассказывали о царствовании Шу на земле вместе с Тефнут после ухода Ра: «Его величество Шу был превосходным царём неба, земли, преисподней, вод, ветров, наводнения, гор, моря». После многих тысячелетий он также вознёсся на небо. Шу считался вторым членом великой эннеады и сопоставлялся с богом войны Анхуром (имя последнего значит «носитель неба»), почитавшемся в Тинисе и Себенните, с Тотом и Хонсу.
Шу изображали в виде льва и человека с головой льва, а также его трон, несомый львами. Ещё чаще он изображался в виде сидящего человека, с руками, простёртыми вверх для поддержки неба. На стенках саркофагов Нового царства обычны изображения его в тот момент, когда он разъединяет Нут и Геба.

Мехурт

Мехурт (Мехтурт, Мехет-верет егип. Mḥ.t-wr.t — «Большая северная вода») — богиня неба в древнеегипетской мифологии. В древнеегипетском мифе о сотворении мира говорится о том, что Мехурт — богиня, рождающая солнечного бога Ра. Мехурт изображали в виде коровы с солнечным диском между рогами, или в виде женщины с головой коровы. Она отождествлялась с такими богинями, как Нейт, Исида и Хатхор, каждая из которых имела похожие черты, также все они представляли собою око Ра, то есть были дочерьми Ра.
Мехурт упоминается во многих текстах Книги мёртвых, включая заклинание 17. В этом тексте ей приписывается рождение солнечного бога Ра. Египтяне верили, что солнце умирает и рождается каждый день.
Народ Египта верил, что Мехурт была богиней Творения и Возрождения, поэтому фигурировала в текстах, помогающих людям попасть в загробный мир.

Духи и волшебные существа древнеегипетской мифологии

Ах

Ах (ꜣḫ — «сияющий») — слияние Ба и Ка, освободившееся от телесной оболочки чистый дух, живущий в загробном мире и вкушающий его радости. Для удовлетворения своих нужд ах использовал оставленные в гробнице ушебти. Изображался ибисом с хохолком. Властителем ах (ḥqꜣ-ꜣḫw) является Меримутеф.

В Древнем Египте ах считали призраками, которые были похожи на их прежнее «я», а взаимодействия между призраками и живыми людьми рассматривались не столь сверхъестественно, нежели в наши дни. История встречи египтянина с призраком описана в произведении «Беседы первосвященника Амона Хонсуемхеба с призраком» периода Рамессидов (XIII—XII века до н. э.).

Ба

Ба (bꜣ — «проявление») — душа, жизненная сущность в виде птицы с головой человека, его совесть, а также душа Ка. По верованиям египтян, Ба состояла из совокупности чувств и эмоций человека.
После смерти человека Ба покидает тело и бродит по миру, вселяясь в разных животных, например, в местное священное животное. В Книгах мёртвых Ба описывалась как сокол (который летит в небеса), гусь, журавль (который целует небеса) или саранча/кузнечик (который прыгает до небес). Такая переселяющаяся в животных душа может также именоваться альтер эго.
Ба напрямую зависит от состояния физического тела. Ба при жизни тела путешествовала по миру сновидений и могла свободно перемещаться между миром мёртвых и живых. После смерти человека она находилась рядом с сердцем при его взвешивании, затем впадала в летаргический сон. Достигнув благодати в загробном мире, Ба становилась baiu menkhu, ежели Ба проклиналось — baiu mitu. Ба изображалась на магических предметах и амулетах (ba’apur).
Первоначально считалось, что Ба обладают лишь боги (в качестве их Ба выступали созвездия и небесные тела), фараоны и первосвященники, однако позднее сложилось представление о том, что этой «оболочкой» обладает любой человек. Города также могли иметь свои Ба.
Ба является героем литературного философского произведения «Беседа разочарованного со своим Ба» (XXII—XXI века до н. э.).

Ка

Ка (kꜣ) - «двойник». Понимание о Ка встречается уже в древнейших текстах. Синонимом «умереть» было «отойти к Ка» или «отойти к Ка в небесах», «его Ка пришёл к нему».
Ка — это жизненная сила, черты характера или судьба человека. Ка после смерти человека покидает его тело, бродит по земле и вновь возвращается, но живёт в скульптурном изображении в гробнице и питается подношениями, проходя в сердаб через «ложную дверь».
Согласно верованиям древних египтян, Ка обитает в статуе человека или бога, отчего возводимые фараоном храмы строились не для него самого или богов, а их личностей. Божественный Ка находился к людям ближе, нежели само божество. Поэтому, например, в Мемфисе почитался не сам священный бык Апис, а его Ка. Осириса назвали «Ка пирамид». Бог-творец Хнум иногда изображался за своим гончарным кругом, творящим человека и его Ка.
Боги также имели «Ка», но в отличие от людей — по нескольку. С помощью бога магии Хека египтяне могли воздействовать на Ка богов, добиваясь тем самым от них исцеления и защиты. Точно так же и фараоны имели несколько Ка. Обожествление фараонов и культ покойников относился именно к Ка; нередко встречаются изображения людей, молящихся собственному Ка. Ка изображали как подобие её носителя, но с поднятыми вверх руками.
Существовал отдельный жреческий сан «служитель ка» (hem-ka), который отвечал за подношения.

Венег

Венег (также известен как Унег) — бог неба и смерти в древнеегипетской мифологии. Венег выступал в роли защитника земли и людей против прихода «великого хаоса».
Первые упоминания о боге Венеге появились в Текстах пирамид, датируемых VI династией, в которых он описывается как бог смерти и умерший король. К нему обращались как к «сыну Ра».
В Текстах пирамид содержится несколько молитв с просьбой обеспечения безопасности королю по имени Венег, путешествующему по небу вместе с Ра в его небесной барке.

Отрывок из Текстов пирамид:

"Ра пришёл, переправить царя на другую сторону,
как ты, переправивший твоих последователей,
растение-венег (wng-plant), которое ты любишь!
О ты, хранитель пути короля, кто искуссен в великих вратах,
ручающийся за царя, пред этими двумя великими и могущественными богами,
ибо царь на самом деле растение-венег, сын Ра,
который поддерживает небеса, который управляет землёй
и который будет судить богов!"

Венег редко упоминался в качестве божества. В Текстах пирамид он отождествляется и приравнивается богу неба и воздуха Шу.

Древняя Греция

Эфир

Эфи́р (др.-греч. Αἰθήρ — горный воздух) в древнегреческой мифологии — верхний слой воздуха (неба), местопребывание богов, а также его олицетворение (персонификация) — божество Эфир.

Эфир как часть мира — верхний (горный), наиболее лёгкий (тонкий, разрежённый), прозрачный и лучезарный слой воздуха, верхний слой неба, которым дышат и в котором живут боги. Эфир достигает вершины Олимпа, где находятся олимпийские боги.

По наиболее популярной версии, бог Эфир был сыном Эреба (подземного Мрака) и Никты-Ночи, братом Гемеры (Дня). По версии поэмы «Титаномахия», Гесиод «Теогония» VII век до н. э. Эфир и Гемера были родителями Геи-Земли, Урана-Неба, Понта (Моря), Океана, Тартара. Именуется отцом ветров.

Нот

Нот (др.-греч. Νότος) — в древнегреческой мифологии олицетворение южного (горячего) ветра, известного также как нотос и нотья. Сын титана звёздного неба Астрея и титаниды зари Эос, брат Зефира, Эвра и Борея.
В Средиземном, Азовском и Чёрном морях это тёплый, сильный и влажный ветер, приносящий туманы и дожди.
Гесиод называл его «ужасным» за его высокую температуру. Упоминания Нота встречаются в «Илиаде» и «Одиссее». Ноту посвящён LXXXI орфический гимн. Считался посланником титана Гелиоса.
В искусстве Нот обычно изображается в виде крылатого божества, как правило, под проливным дождем. У римлян ему соответствует Австер.

Борей

Боре́й (др.-греч. Βορέας, Βοῤῥᾶς «северный») — в греческой мифологии олицетворение северного бурного ветра. Упомянут в «Теогонии», «Илиаде» (V 524 и др.) и «Одиссее» (V 296). У римлян был известен как Аквилон.

Борей был сыном Астрея (бога звёздного неба) и Эос (богини утренней зари), братом Зефира, Эвра и Нота. Его происхождение указывает на связь со стихийными силами природы. Изображался крылатым, длинноволосым, бородатым, могучим божеством. Фракия считалась обиталищем Борея. Борей похитил дочь афинского царя Эрехтея, Орифию, родившую ему четырёх детей — Зета и Калаида, участвовавших в походе аргонавтов, а также дочерей Хиону и Клеопатру. Считался родственником афинян.

По легенде, мог превращаться в жеребца с темной гривой. В этом облике Борей избрал в табуне царя Дардании Эрихтония двенадцать лучших кобылиц, породивших от него двенадцать жеребят, быстрых, как сам ветер. От брака с Гарпией у него родились кони Ксанф и Подарка, которые впоследствии были преподнесены Эрехтею в качестве выкупа за Орифию.

Клавдий Элиан в «Пёстрых рассказах» пишет, что когда сиракузский тиран Дионисий Старший вёл военные действия против г. Фурии в Лукании, то направил туда триста кораблей. Однако налетел северный ветер, разбил корабли и лишил его таким образом флота: «В благодарность за свое спасение жители Фурий принесли Борею жертвы, постановили считать согражданином, выделили ему дом с участком земли и стали ежегодно справлять в его честь праздник. Значит, не только афиняне признавали Борея своим свойственником; жители Фурий присвоили ему прозвище „Благодетель“, как, впрочем, по словам Павсания, и мегалополитяне».

Его жилище называют «седьмидомным гротом». В античные времена «ложем Борея» называли потухший вулкан Эльбрус.

Зефир

Зефи́р (др.-греч. Ζέφυρος, «западный», микен. ze-pu2-ro) — мифологическое второстепенное божество Древней Греции. Сын Астрея и Эос, брат Борея, Эвра и Нота. Упомянут в «Илиаде» (II, 147 и др.).

Самый мягкий из ветров, посланник весны.

Считалось, что он жил в пещере во Фракии. Его римский эквивалент — Фавоний, властвовавший над растениями и цветами.
Его возлюбленная — Хлорида (латинский аналог — Флора), которая породила от него Карпоса. Также Зефир — соперник Аполлона в любви к Гиацинту. По одной из версий, также был мужем богини радуги Ириды, от которой родился Эрос. У Гомера он назван отцом Балия и Ксанфа, коней Ахилла.

Олицетворял западный ветер, который по мнению древних, господствовал в Средиземном море, начиная с весны, и наибольшей интенсивности достигал к летнему солнцестоянию. Образ бога в западном Средиземноморье характеризовался силой и непостоянством, так как он, хотя и тёплый, но часто приносил с собой дожди и даже бури, в то время как в его восточной части Зефир почти всегда был лёгким и приятным ветерком.

Отсюда происходит разница в представлениях о Зефире греков, считавших его одним из самых сильных и стремительных ветров, и римлян, соединявших с ним и ныне вызываемую им ассоциацию — ласкающего, лёгкого ветра. О разнице в свойствах Зефира на Западе и на Востоке, по-видимому, имели понятие составители гомеровских песен, которые заставляют Зефир дуть на островах блаженных, находящихся на крайнем западе и не знающих ни бурь, ни дождей, ни снега.

Ввиду своей быстроты считался вестником богов. В его честь был воздвигнут жертвенник в Аттике. Зефир веет на Елисейских полях. Ему посвящён LXXX орфический гимн.

Эвр

Эвр, Евр (др.-греч. Εὖρος «восточный ветер») — в древнегреческой мифологии божество восточного ветра. В отличие от других ветров, которые считались детьми Астрея и Эос, родители Эвра неизвестны. Эвр — переменчивый ветер, поэтому в отличие от других ветров он не связан с определённым сезоном. Эвр не изображался в образе человека.
Эвр вместе с Нотом и Зефиром часто вызывает бури, нанося вред кораблям.

Гомер, "Иллиада":

"…как огромные волны морские,
Если и Нот их и Эвр, на водах Икарийского понта,
Вздуют, ударивши оба из облаков Зевса владыки;
Или, как Зефир обширную ниву жестоко волнует,
Вдруг налетев, и над нею бушующий клонит колосья;"

Top.Mail.Ru